manu_f: (Default)
[personal profile] manu_f
Я почти перестала писать про балет в открытом доступе - по ряду глубоко субъективных причин. В общем-то впечатления от спектакля - это "личная территория". Но тем не менее про Королей танца хочется написать - и потому, что проект этот сам по себе уникален, и потому, что впечатления от него остались слишком яркие, их жалко зажимать в кулачок и не делиться.
Нам с [livejournal.com profile] natapo достались Короли в Киеве - под конец турне, когда ребята были уже... ну не то чтобы на последнем издыхании, но простуженные, уставшие, замученные жестким графиком. Но позволить себе продемонстрировать усталость залу было бы не по-королевски - оба увиденные нами вечера были отработаны на сто процентов, с такими сияющими улыбками в финале, что оставалось лишь подумать, что сцена и в самом деле наркотик, доппинг, который позволяет открыться уже какому-то сотому дыханию, когда его, кажется, в принципе уже неоткуда взять.

Новый фильм получился забавным. Сделан он был по модели предыдущего фильма, более того, почти все куски, связанные с Цискаридзе, взяли из предыдущей версии, добавив лишь фрагменты репетиции в Стасике. Ребята рассказывали о себе (очень было кстати, что они четко представлялись, потому что путанница из-за старых афиш с первым составом была страшная; впрочем, судя по некоторым записям в блогах даже это не всем зрителям помогло), о том, как и почему попали в балет, вместо классических вариаций показывали кусочки репетиций for four, тройка американцев погуляла по Красной площади; показали еще, как ребята готовят свои части for four в Нью Йорке с Уилдоном, как Холберг репетирует свое соло с Доуэлом в Лондоне. Почему-то этот фильм не показался таким длинным, как первый :)
А дальше начался праздник.
В какой-то степени этот праздник оказался неожиданным - все-таки for four балет очень персонализированный. Я и к Гуданову в нем привыкла не сразу, хотя в конечном счете на Диму очень хорошо легла эта хореография - но история получилась совсем другая, не похожая на Кобборга. В этот раз тоже все поменялось - те же самые движения, уже знакомые наизусть (у меня хорошая память, угу) смотрелись совсем иначе. Не лучше и не хуже. Иначе. Почему-то этот балет приобрел с новыми исполнителями какие-то более мягкие краски, возможно от того, что состав в этот раз был, как ни странно, более сбалансированным. Холберг и Цискаридзе составили практически идеальную пару - длинные мягкие руки, бесшумные прыжки, к тому же они практически одного роста и очень близки по пропорциям, ну и контраст черный-белый сыграл свою роль. Пара Холберг-Карреньо смотрелась чуть менее гармонично, исходя из чисто физического различия между танцовщиками - юный, с очень красивыми линиями, Дэвид местами был заметно легче, чем крепкий, коренастый, уже очень взрослый Карреньо. Однако ощущения серьезного диссонанса не было - свой фрагмент for four Карреньо сделал очень хорошо - чуть ближе к Кобборгу, чем к Гуданову (опять же, думаю, в силу своей фактуры), с удивительным спокойствием мастера, широкими мазками создающего полотно. Соло Холберга - совсем иначе, чем у Стифела. От Итана у меня оставалось ощущение какой-то нордической истории, эмоциональной, но слегка отстраненной. Дэвид же как оголенный нерв. Возможно за счет того, что в его балетном образовании перемешались несколько школ, он обладает какой-то особой техникой исполнения, каким-то особым балансом между резкостью и кантиленой. И в дополнение его слегка безумный взгляд - и вот уже перед нами история художника-страдальца. Если продолжить тему художников, то соло де Луца - это история человека, предпочитающего яркие краски. Он, безусловно, не меньший виртуоз, чем Коррейя - однако соло Анхеля значительно больше выбивалось из канвы балета каким-то бешенным драйвом, у Луца же получилось чуть спокойнее (и, возможно, от этого менее эффектно для любителей трюков) и солнечнее, менее нервно что ли. Соло Цискаридзе - адажио, царство кантилены. Не могу понять, с каким художником, с каким стилем живописи хочется его сравнить. Есть в этом адажио и что-то очень импрессионистское - с размытыми красками, с мягкими линиями, лишь на расстоянии складывающимися в картину; и что-то от галантной эпохи, и что-то от модерна, тоже не признававшего прямых линий и очевидных поз. И, как и у Карреньо, спокойствие большого мастера.
Я не видела раньше, не вижу и теперь в этом балете соревнования, вижу гармонию в противопоставлении, в противоречии, вижу четырех художников, настолько отличающихся друг от друга, что лишь вместе они могут создать полотно, которое оказывается шедевром. И для меня новый состав стал подтверждением этого восприятия - полотно удалось, но вышло совсем иным.
Photobucket
Урок оба киевских дня танцевал де Луц. Я понимаю Нину Капцову, которая говорила, что ей мешало бояться его учителя то бесконечное обаяние, которым Хоакин обладает в жизни. Впрочем, его учитель при первом появлении тоже не вызывает отторжения, его скорее жалко. Надо сказать, что он выстроил свой образ очень умно, без резких переходов, без нарочитой демонстрации безумия. Персонаж развивается на глазах у зрителя. Сначала мы видим зажатого, нервного человека, очень закомплексованного, но скорее нормального. От него не хочется сразу убежать, его пожалуй любопытно подразнить, попробовать расшевелить, похихикать в кулачок над его реакцией. Сам танец рядом с ним как-то уходит у ученицы на второй план - в исполнении Гудрун Боесен это милая дурочка с белозубой улыбкой и повадками юной кобылицы, такой игривый крупный щенок. Учитель боится ее, время от времени бросает тоскливые взгляды на пианистку, ища помощи и поддержки. Однако постепенно, медленно медленно, почти неосязаемо - он меняется. Первый взрыв эмоций - когда он пытается дать ей пуанты - первый серьезный звонок для зрителя. Не для девушки, нет, она все еще резвится. А вот внимательный зритель уже может увидеть и блеск в глазах, и резкие движения, и вскинутую голову. Однако зажигается свет - и перед нами снова человек в футляре. Чуть более открытый, менее жалкий - в этот момент в нем профессионал берет верх над человеком-неврастеником. В этот момент он просто работает. Но еще мгновение - и барышня выводит его из себя. И тут неврастеник уверенно берет верх над профессионалом. Балет не терпит ленивых и капризных. Ну-ка встань, ты, бездарность! Он уже в бешенстве, но еще не очень страшен, потому что пока его бешенство находит выход: он мечется, кричит, раздает подзатыльники. В конечном итоге он выводит из себя пианистку: в ярости он выталкивает ее за дверь - и тут наступает пустота. И только здесь первый раз становится страшно. Вдруг оказывается, что он очень красив, этот человек. Нет больше зажатой фигуры, нет тоскливых глаз, пропадает куда-то и первый - маленький, и второй - злая огрызающаяся собачонка. Остается император - с холодным спокойствием, от которого страшнее всего. У него как-то особенно выразительно получился этот момент - когда они остаются в комнате вдвоем и он лишь смотрит на ученицу, уже напуганную до смерти, лежащую на полу в другом конце класса. У всех остальных учителей сильным и страшным получался момент, когда они начинали снимать пиджак, закатывать рукава. У Хоакина страшно на такт раньше. Этот взгляд определяет финал истории. И вот уже на это, новое состояние человека, которого бешенство от нерадивости заставило расправить плечи накладывается новая волна гнева. Это уже не истерика, это холодное, красивое бешенство. У меня не осталось впечатления, что этот учитель убивает ученицу в состоянии истерики. Нет, и осознанным я этот шаг бы не назвала. Это волна, красная пелена перед глазами, это бешенство, которое стучит в висках, и - пустота, вновь пустота. Этот учитель не смотрит в зал, опустив бездыханное тело на пол, он смотрит куда-то в себя, и нет ничего на этом лице, ни гордости, ни свободы, ни страха. Только пустота, стеклянная, звенящая. А через мгновение он вновь такой, каким мы увидели его в начале, жалкий, скукожившийся человечек. Он начинает суетиться, судорожно застегивает рубашку, в истерике кидается на пианистку - в который уже раз? Круг замкнулся, и нет никаких сомнений в том, что все повторится.
В общем Хоакин - молодец. Ему достались две разные девочки, мало времени на подготовку образа и очень много спектаклей - однако он смог найти свой образ, отличный в чем-то от всех остальных исполнителей, придумал какие-то свои нюансы, детали, смог не переиграть, не стал утрировать внешность. Очень достойная работа!
Photobucket
Ну и наконец соло.
Карреньо, открывавший третье действие, танцевал под Синатру. И опять от него осталось то же ощущение, что и в четверке - так спокойно, естественно, гармонично он выглядел на сцене. От кубинского танцовщика подсознательно ждешь другого - какого-то драйва, трюков, пируэтов и прыжков, чего-то а ля Дон Кихот или Корсар. А тут чистая элегантная лирика, и лирика, оказавшаяся прекрасной, очень ему идущей. И мягкая улыбка чеширского кота, и глаза, грустные, с поволокой.
Соло Холберга - это чудо. Немного от Баланчина, немного от Бежара - чисто ассоциативно. Бесконечно красивые линии, иногда мягкие, иногда подчеркнуто ломаные. Самая сильная ассоциация, которую я могу сейчас поймать - это история светлой души, которая мечется в поисках истины. Возможно, одной пластикой и текстом, без безумно-бездонных глаз Дэвида такую историю было и не создать. А так получился шедевр, даже не смотря на то, что некоторые па совсем не подходили музыке.
Соло Луца, пожалуй, самое очевидно ожиданное. Бах и трюки. Впрочем, нет. было бы несправедливо описать этот номер таким образом. Никакого мальчика энерджайзера, скорее еще одна история поиска истины - но поиска, идущего другим путем. Эта душа не мечется, она несется вперед, лишь изредка давая себе время остановиться и подумать - а прав ли я? Пауза, и внось сумасшедший бег, вперед, только вперед, там видно будет, что ждет впереди.
Ну и наконец Кармен. В какой раз я уже смотрю эту миниатюру (замечу, кстати, что это соло - самое длинное из всех) и в какой раз поражаюсь тому, как Николай минимальными средствами создает столь разных персонажей! Его Хосе - настоящий мачо, он мрачен и холоден внешне, однако его выдают глаза, в которых горит бешенный огонь. Он горд, уверен в себе, красив и решителен - и в то же время нервы его напряжены до предела. Он уже любит ту, которую не видит зал, и эта любовь, мучительная, болезненная, свалившаяся на него внезапно и остро, рвется наружу через внешнее равнодушие. Несколько секунд - и вот уже перед нами та, чья кошачья грация и миндальные глаза мгновенно погубили Хосе. Мне очень нравится, что Николай в этой сцене практически не играет лицом. Всё сказано текстом и пластикой, совсем иной, чем у Хосе. И боже мой, какие же невероятно красивые полупальцы! И работа стоп, филигранные мелкие движения, так отличающиеся от контрастных, агрессивных жестов Хосе. Отдыхая на поклонах, Николай - Кармен немного подразнил зал, тут уже можно было поиграть лицом, пообмахиваться веером, изобразить томную красотку. А через секунду перед нами вновь новый персонаж. Самовлюбленный красавчик рисуется перед зрителями как петух перед курами, как главный на деревне. Ух я какой, всех порву! Эта, самая коротенькая часть получается у Николая очень гротескно - и из раза в раз я поражаюсь одному движению, когда рука начинает волной идти от самого плеча. Как он это делает, понять невозможно :)
И вновь смена настроения. И здесь уже можно прочесть историю как угодно. Можно увидеть разговор двух персонажей - Он и Она уже не смогут понять друг друга. Можно увидеть одного человека, потерявшегося в себе, погибающего от внутренней борьбы, от неспособности стать кем-то одним. Можно увидеть образ страсти, которая губит все на своем пути, страсти мрачной, не дающей шанса сопротивляться. Можно увидеть то, что хочется или что получается. Но нельзя не увидеть работу мастера.
И кстати, говоря о Кармен, надо обязательно отметить работу Ирины Зибровой, которая ассистировала Коле в этом турне. Она совсем иначе расставляла акценты, в ее действиях всегда был смысл, четкое следование ритму и стилю. Это было очень здорово, получилась пусть крохотная, но самостоятельная интересная работа.
Ну и наконец общая королевская кода - под традиционный уже восторг зала. Кода такая, как будто не было этих трех действий, не было и спектаклей до них, чистый посыл положительной энергии в зал.
Вот такие Короли. Более чем заслуживающие это звание.
Photobucket

Date: 2008-11-30 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] o-v-g.livejournal.com
Спасибо ,Майя,за столь объёмную и прекрасную рецензию ! Некоторым критикам следовало бы взять у вас мастер класс ! А я вот опять ругаю себя за то ,что не решилась слетать в Киев,дУрища-дУрища !

Date: 2008-11-30 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] iri-l.livejournal.com
Спасибо!!

Date: 2008-11-30 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] bird-a-phoenix.livejournal.com
Майечка, браво! Как Вы мастерски, точно и душевно описали этот праздник!
Это был для меня лучший театральный вечер в году!

"Я понимаю Нину Капцову, которая говорила, что ей мешало бояться его учителя то бесконечное обаяние, которым Хоакин обладает в жизни".

Его обаяние и через сцену передалось! Я в балете плохо понимаю, поэтому симпатизирую или не симпатизирую кому-то, исходя из того, что удаётся "поймать" из транслируемого со сцены. А Хоакин, несмотря на то, что играл учителя-маньяка, транслировал что-то такое, что сразу же меня к нему расположило:))
Холберг же красив - но "странной" красотою:)) Холодной:) Получаешь эстетическое удовольствие, но душа остаётся не затронутой.
Что касается Карреньо, то с ним совпадения как-то совсем не случилось..
О Николае что-то сказать - слов нет, одни восклицания:))) Не было физической возможности даже как-то попытаться обратить внимание на технику - просто купалась в удовольствии от созданных им образов, от того, как он сразу собой заполнил всё вокруг!
Спасибо Вам за впечатления! Об этом вечере хочется говорить и говорить - настолько объёмным и полноценным получился праздник!

Date: 2008-11-30 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] k-two.livejournal.com
Майя, спасибо;-)

Date: 2008-11-30 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ivlae.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2008-12-01 04:09 am (UTC)
From: [identity profile] leoksy.livejournal.com
Браво, Майя - Вашему таланту. Нет слов: "ни прибавить - ни убавить": как же точно! И, конечно, Королям - бесконечная благодарность, восторг и восхищение их мастерством (и ЕГО Величества Божиим даром); именно такое БРАВО, которое от сердца рвется самопроизвольно, и которое хочется повторять и повторять. Подписываюсь и под словами уважаемой bird_a_phoenix: лучшее воспоминание, лучший праздник уходящего года.

Date: 2008-12-01 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] sy-lexx.livejournal.com
Майчик! Спасибо! Как хорошо, что Ты так "объемно" вернулась в ЖЖ! )))))

Date: 2008-12-01 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] lovejoy-ada.livejournal.com
в Ебурге о репетициях сольных номеров не показывали,обидненько((((((((((((((

Date: 2010-08-23 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] matildeqw.livejournal.com
В друзьях :)
Page generated Jul. 25th, 2017 02:44 am
Powered by Dreamwidth Studios